Педагогам

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ

Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют..».

  1. Способность к общению — профессиональное качество преподавателя.
    Педагог должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Во всех этих ситуациях ему необходимо вести себя психологически грамотно.
    2. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Нередко преподаватель видит в родителях людей, изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя — вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца и матери своего студента, более того — найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.
     3. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Воспитание студента основывается на совместных усилиях техникума и семьи. Объединить усилия педагога и членов семьи обучающегося можно только при взаимном и уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.
     4. Людям нравится ощущать собственное значение. Один из лучших способов привлечения родителей к сотрудничеству — подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка.
     В каком-то случае покажите несостоятельность их ориентации только на профессиональную карьеру. В другом — постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его сфокусированность только на своих проблемах. В третьем — укрепите уверенность отца или матери в самом себе, в том, что он безусловно может быть и терпеливым, и настойчивым, что он может наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.
     5. Покажите родителю свою любовь по отношению к его ребенку. Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только педагог покажет, что он видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует ему. Когда отец или мать видят дружелюбные глаза педагога и чувствуют, что преподаватель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут уже можно переходить к сотрудничеству.
     6. Ищите новые формы сотрудничества с родителями. Например, вы можете предложить одному из родителей провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребенка и каким образом пытается их разрешить. Пусть эти проблемы обсудят родители. Чрезвычайно поучительным было бы также выступление родителя, у которого были сложности во взаимоотношениях с собственным ребенком и который сумел их преодолеть. Дайте возможность такому родителю открыто поделиться своим опытом в воспитании сына или дочери.
     7. Не стремитесь во что бы то ни стало отстоять собственную позицию. Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять свое собственное мнение. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда педагог докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.
     8. Обсуждайте проблему, а не личные качества студента. Сформулируйте перед родителями ваши наблюдения по поводу учебы и дисциплины обучающегося, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться. Продумайте с родителями возможности совместной работы. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.
     9. Учитывайте личные интересы родителей. Очень часто в беседе с родителями педагог требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или предлагается, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребенком. Вряд ли можно всерьез надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с учителем мгновенно изменят стиль своей жизни. Часто они искренне этого хотят, но считают, что время потеряно и у них ничего не получится.
     Гораздо лучше, если педагог признает право родителей на интересную и содержательную жизнь, но предложит привлечь к своим занятиям ребенка. Вообще посоветуйте родителям вместе с детьми заниматься домашними и хозяйственными делами.
     10. Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. Можно утверждать, что ваша беседа с вызванными в техникум родителями трудного студента пройдет более успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противоречия и конфронтации. Во-вторых, если вы смогли удержаться сами и удержали родителей от упреков и обвинений.
     В-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия.
     Вы сумели объединиться с ними против вашего общего «врага» — воспитательной или учебной проблемы, разработать план конкретных совместных действий.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов

Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии.                                                                                    

ПЕРВАЯ СТАДИЯ,  когда человек считает «Работа и больше ничего!». Она начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но… скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции. Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь, домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ, когда человек думает «Мне все – равно!». Возникают недоразумения с обучающимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии студентов. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ, когда человек постоянно задается вопросом: «Зачем я здесь?» Притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни. По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.                

Тест «Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?» (по А. И. Тащевой).

Инструкция: Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов:

 1.Часто ли вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием     на внимание со стороны окружающих?

2. Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?

3. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска  (выходных, каникул) больше, чем до него?

4.Случалось ли вам  испытывать по вечерам ощущение. Что шея онемела, мышцы плеч    ноют, а в спине – тупая боль?

5. Испытываете ли вы головные боли от конфликтов в семье?

6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?

7. Бываете ли иногда слишком плаксивы или близки к слезам?

8. Предрасположены ли вы к астме или кожной сыпи и дают ли о себе знать. Когда вы  эмоционально расстроены?

9. Приходилось ли вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?

10. Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени, на решение чужих проблем и у вас не остается времени на себя?

Посчитали положительные результаты, если их больше 4, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – здоровья.

 СТРАТЕГИИ СНЯТИЯ СТРЕССА.

Прежде всего, проанализируйте, что вызывает у вас стресс и как он проявляется. Постарайтесь свести к минимуму стрессовые ситуации, например, сменив работу, сократив расходы, отремонтировав квартиру и т.п. Наконец, освойте стратегии конструктивного (позитивного) снятия неизбежно возникающих стрессов.

  1. Баланс желаний и возможностей.

Скорее всего, вам надо:

– не стремиться всё улучшить,

 – меньше мыслить категориями “должен”, “обязан”, “вынужден”,

 – прощать себя и других,

 – учиться говорить “нет”,

 – отсеивать лишнюю информацию.

  1. Самоконтроль.

Чтобы лучше преодолевать стрессовые ситуации, надо:

– не быть пассивным, отстаивать свою позицию, но без агрессивности,

 – определять проблемы, ставить цели и искать пути их решения,

 – прислушиваться к собственным потребностям и заботам,

 – стараться выполнять принятые решения.

  1. Организация своего времени.

Учитесь эффективно использовать время. Здесь важно следующее:

– выделять приоритетные задачи,

 – назначать реалистические сроки,

 – делать самое важное или трудное, когда больше всего сил,

 – предвидеть стрессовые ситуации и заранее готовиться к ним,

 – всегда оставлять время для себя,

 – не брать на себя слишком много,

 – поручать часть дел другим,

 – делать всё по очереди.

Психологическая диета

  1. Приятное начало и конец дня. Необходимо начинать и заканчивать день чем-то приятным. Это может быть все что угодно.
  2. Фиксирование положительных импульсов. Составляйте график положительных импульсов в вашей повседневной жизни не менее трех месяцев. Такая фиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать как можно больше внимания на положительные события.
  3. Соблюдение пропорции положительных и отрицательных факторов

     Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.

     Для обычного уравновешенного состояния – 3:1.  

  1. Соблюдение пропорции забот и отдыха. Из семи дней минимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.
  2. Сохранение положительной тематики разговоров. Необходимо научиться контролировать течение разговора:
  • в обычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать неприятные темы
  • постарайтесь, чтобы неприятный разговор, занимал как можно меньше времени
  • старайтесь как можно быстрее закончить разговор с человеком, который имеет дурную привычку говорить только о плохом
  • разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в положительное русло или просто сменить тему.
  1. Взаимоотношения с людьми.

Общение может снимать стресс, и приводить к нему. Старайтесь:

– беречь личные отношения,

 – развивать общительность,

 – замечать чувства окружающих и не смешивать их с собственными,

 – поддерживать контакты с друзьями,

 – подбадривать окружающих.

  1. Помощь и поддержка.

Осознайте, что внутри и вне вас всегда найдутся дополнительные ресурсы:

– каждый день подбадривайте себя мыслями “Всё будет хорошо”,

 – не стесняйтесь обращаться за помощью к близким, друзьям или специалистам.

Расслабиться можно разными путями:

– выполняя дыхательные упражнения,

 – ведя дневник,

 – смотря комедию,

 – играя с домашними животными,

 – танцуя,

 – молясь или медитируя,

 – нежась в тёплой ванне,

 – посещая салон красоты,

 – уезжая в отпуск,

 – беседуя с друзьями.

  Для сохранения и укрепления своего здоровья, необходимо следовать нескольким простым рекомендациям: 

  • Баланс: работа – досуг;                                                   
  • Организация своей работы;
  • Дни эмоциональных разгрузок;
  • Регулярные физические упражнения;
  • Полноценный сон;
  • Делегирование  ответственности;
  • Активная позиция;
  • Наличие хобби.
[an error occurred while processing the directive]