Статьи

Работа над исследованием

На данной странице сайта «Контакт» Вы можете ознакомиться со статьями наших специалистов, охватывающих разнообразные области психологии.


Психолог, клиент и психологическая помощь

«То, чему ты сопротивляешься, остается».

Карл Густав Юнг

Когда в твоей жизни возникают трудности психологического характера, ты задаешь себе вопрос: «Идти или не идти к психологу?» При этом понимаешь, что есть проблема. И она мешает тебе жить, как будто ты встаешь на одни и те же грабли постоянно. И это тебя ничему не учит. Знаешь, что самому не разобраться, и нужна помощь специалиста. Но что-то останавливает, какое-то препятствие мешает решиться на поход к психологу.

Как довериться и показать перед чужим человеком свои негативные стороны, признаться в своих страхах, обидах, агрессии, стыде и пр. Вообще что-то рассказывать о себе такое, в чем самому признаться сложно. В конце концов, как будет влиять терапия на твою жизнь? Что она тебе даст? Такие вопросы задают себе люди, которые испытывают внутреннее сопротивление. Появляется опасение, что измениться жизнь. Как быть тогда? Изменения пугают. Ведь в своей жизни все понятно и привычно, а на новое как реагировать?

Если вы все же решились отправиться к психологу, то нужно для себя понять, что вы хотите изменить: ситуацию, которая вас раздражает и отравляет жизнь или симптом, от которого хочется избавиться. Хотите ли вы пойти в длительную терапию или вы желаете получить всего несколько консультаций. Опытный специалист всегда подскажет, как решить вашу проблему, и сколько времени ей уделить.

И еще, психолог – это всего на всего проводник в ваш внутренний мир, а не хозяин вашей жизни. Он поможет вам встретиться с самим собой. Поверьте, это познавательно. Вы сами можете выбрать себе специалиста, который подойдет для вас. Выбирайте психолога, у которого есть своя личная терапия и супервизия. Качество ваших встреч будет выше, если специалист работает над собой.

Доверяйте своей интуиции! В добрый путь по лабиринтам своей души!

Сафронова Вероника Николаевна, психолог, педагог-психолог

Неврозы, или невротические расстройства.

Невротические расстройства возникают в результате частых стрессов или тяжелых психологических травм, самостоятельно избавиться от них практически невозможно.

Невротические расстройства – настоящий бич современного общества. Многие люди сталкиваются с ними еще в детстве (неправильное воспитание, родители-алкоголики). Другие подвергаются воздействию постоянных стрессовых ситуаций, конфликтов на работе и в семье. Для третьих последней каплей становится неожиданная смерть близких или тяжелое заболевание. Рассудок не выдерживает нагрузки и дает сбой, приводя к возникновению неврозов.

Основные причины, которые приводят к развитию невротических заболеваний:

  • Внешние – среда обитания: слишком высокий темп жизни, плохой круг общения, жизненный крах (отсутствие работы, большие долги), смерть близких, разлад в семье.
  • Внутренние – определяются характером и эмоциями самого человека: частые переживания, умственные и физические перенапряжения, длительное подавление негативных эмоций, неконтролируемая боязнь умереть или тяжело заболеть.

Симптомы невроза:

  1. Эмоциональные. Резкие смены настроения, постоянное чувство тревоги, паники или отчаяния, раздражительность, агрессия, неверие в себя.
  2. Психические. Различные фобии (например, клаустрофобия, агорафобия, социофобия), навязчивая ипохондрия (мнимое наличие какого-либо заболевания), проблемы со сном, плохие концентрация внимания и память.
  3. Соматические и вегетативные. Головные и другие виды болей (в сердце, желудке, спине), отсутствие аппетита либо обжорство, запоры или понос, чувство хронической усталости, нервные расстройства (головокружение, потливость, дрожание рук).

Необходимая помощь при неврозах.

Обычно в терапии невротических расстройств упор делается на работу с психикой человека, так как это корень проблемы. Поэтому зачастую в решении таких проблем помогают психологи разных направлений. В более длительных и сложных случаях течения невроза может потребоваться дополнительная медицинская помощь, так как различные медикаменты (витамины, антидепрессанты, транквилизаторы и седативные средства) при необходимости помогают облегчить симптомы и ускорить выздоровление.

Кудрина Жанна Анатольевна, клинический психолог, нейропсихолог

Когда нужно обращаться к детскому нейропсихологу? Зачем он нужен ребенку?

Ребенок перебивается с двойки на тройку? Он не в силах выучить даже короткое стихотворение? Пишет с ошибками, и вся тетрадь в красных исправлениях? Родители удивляются, поему ребенок, формально полностью готовый к обучению, то есть умеющий читать, считать, писать, начинает плохо себя вести, получать неудовлетворительные оценки, испытывает трудности при нахождении в коллективе.

Большинство родителей начинают обращаться за помощью к репетиторам или наказывать ребенка, тогда как на самом деле настоящая причина кроется вовсе не в детской лени, а в отсутствии прочного «фундамента» для успешного обучения.

Если вы проводите весь вечер за домашним заданием, а на следующий день ребенок опять приносит двойку или тройку, это не значит, что он не способен учиться или патологически ленив. Чаще всего причина кроется в недостаточной сформированности высших психических функций, незрелости мозговых структур. Поможет ребенку в этой ситуации специалист, который называется нейропсихолог.

Чем занимается нейропсихология?

Этот раздел медицины и психологии изучает взаимосвязь функционирования мозга и поведения, психики человека. Особенности развития головного мозга у каждого человека индивидуальны. Нейропсихолог выявляет сильные и слабые стороны мозга, чтобы привести их к одному уровню, сделать работу обоих полушарий более гармоничной и продуктивной, может выявить на ранней стадии серьезные заболевания и разработать наиболее эффективную программу коррекции или формирующего обучения с учетом индивидуальных особенностей малыша.

Иными словами, нейропсихолог – это специалист, который может объективно оценить состояние высших психических функций и помочь их восстановить (если они утрачены в силу тяжелой травмы или болезни) или развить, когда это необходимо.

В каких случаях следует обратиться к детскому нейропсихологу?

Чаще всего функциональная незрелость структур головного мозга у ребенка, который здоров в неврологическом отношении, проявляется в следующих ситуациях:

  • наступает возрастной кризис;
  • начинается обучение в детском саду, школе;
  • резко возрастает умственная или эмоциональная нагрузка.

Положение усугубляется стрессом или сложной жизненной ситуацией, например, развод родителей, утрата близкого родственника, переезд в другой город и т. д. Показать ребенка детскому нейропсихологу необходимо в следующих случаях:

  • малыш не может контролировать себя, «не слышит» замечаний взрослых;
  • его поведение взрывное, импульсивное;
  • ему свойственна гиперактивность или излишняя медлительность;
  • плохо координирует свои действия, не ориентируется в пространстве, в возрасте старше 6 лет не знает, где право и лево;
  • у ребенка неразборчивый почерк, он путает написание похожих букв, смешивает глухие и звонкие звуки, пишет «зеркально»;
  • не может выделить основные признаки предмета: цвет, размер, вес, форму, предназначение;
  • он плохо запоминает материал, а потому учеба дается ему тяжело;
  • он не в состоянии самостоятельно выполнить задание в классе или дома;
  • ребенок быстро устает, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается на задании;
  • он «не видит» строчку, не понимает простейшие формулировки заданий, не умеет выполнять действия по заданному алгоритму;
  • с трудом овладевает чтением, письмом, счетом.

С какого возраста можно посещать нейропсихолога?

Детский нейропсихолог в основном работает с детьми в возрасте от 5 до 12 лет, в этот период структуры мозга пластичны, и «перестройка» происходит относительно быстро и эффективно.

Как работает нейропсихолог с детьми?

Нейрокоррекция начинается с нейропсихологической диагностики. Она совершенно безболезненна и состоит из комплекса специальных заданий, выявляющих причины трудностей с учебой и поведением. Диагностика занимает примерно 1 – 2 часа.

Главный принцип нейрокоррекции – обратный онтогенез. Это понятие означает, что нейропсихолог как бы возвращает ребенка к его более раннему детству и «запускает» те мозговые структуры, которые в то время по каким-то причинам «дали сбой».

При нейрокоррекции используется комплекс двигательных заданий и дыхательных упражнений, основанный на тех движениях, которые характерны для детей первого года жизни. Программа состоит из трех этапов:

  1. Восполнение энергетического потенциала. На этом этапе специалист устраняет такие проблемы, как безынициативность, плохая память, слабое внимание, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость.
  2. Следующий этап направлен на развитие сенсомоторной и двигательной координации, представлений о пространстве, сенсорного восприятия, чувства ритма, памяти.
  3. На заключительном этапе ребенок обучается планированию и самоконтролю, следовать правилам, соблюдать границы, действовать по определенному алгоритму.

Каждый этап длится около 10 занятий, и в него обязательно должна включиться вся семья, ведь необходимо изменить и сложившиеся детско-родительские отношения.

Нейрокоррекция по времени может занимать от 3-4 месяцев.

Перед началом занятий нейропсихолог обычно направляет ребенка на консультацию к неврологу и педиатру.

Если у Вас возникли сложности, разобраться в ситуации поможет детский клинический психолог, нейропсихолог Кудрина Жанна Анатольевна.

Главное в браке — не забывать любить друг друга

Вначале, в период влюблённости, и чуть позже, когда обычно всё идёт хорошо, супруги проявляют по отношению друг к другу нежность, мягкость, страсть, эротизм. Но как только начинаются трудности (а ведь все отношения, без единого исключения, рано или поздно переживают трудные моменты), они забывают о прекрасном, счастливом, безмятежном времени.

Они забывают любить друг друга.

В таких случаях каждый обычно думает о самом себе, видит только свою правоту и ошибки другого человека, в результате чего атмосфера супружеской жизни вряд ли обретёт прежнее спокойствие — конфликты будут продолжаться. Нередко супруги мирятся для уменьшения напряжённости, но лишь поверхностно. Они тщательно стараются не затрагивать, не анализировать причины, приводящие к ссорам.

Нужно иметь смелость, чтобы обсудить вопросы, оставшиеся открытыми, неразрешёнными, попытаться глубоко вникнуть в них и вместе найти решение. К сожалению, многие пары откладывают решение проблем из страха усложнить ситуацию или узнать неприятную правду. Они не хотят увидеть другого в истинном свете, предпочитают идеализировать его, сохраняя в своём воображении тот образ партнёра, который не заставляет задумываться, чтобы не допускать кризиса, не вступать в дискуссии. Или же не желают видеть самих себя такими, какие они есть на самом деле.

В любом случае несомненно одно: покой и счастье в супружестве никогда не даются даром, не приходят, как подарок — их нужно строить. Обманывается тот, кто думает, что любовь между двумя людьми может существовать без индивидуального познания каждым из них своей личности, без индивидуальной ответственности. Любовь нельзя воспринимать только как некое чудесное событие. Речь идёт о личной способности любить, о психической и духовной работе, направленной на создание отношений между людьми. Остальные факторы (физическое влечение, радость быть вместе и так далее), конечно, важны; но если их не развить, не ввести в план роста, то они не будут принадлежать к этому измерению. Если партнёры не сотрудничают, не растут вместе, то, на мой взгляд, они не могут считать себя мужем и женой.

Не будем строить иллюзий: если брак пустить на самотёк, он не выживет.

Так говорит о браке Валерио Альбисетти. в своей книге «Терапия супружеской любви».

Екатерина Мещерякова, психолог, семейный психолог

Cколько продлится любовь?

Немецкие ученые предсказывают, сколько продлится любовь.

Как понять в самом начале романа, быстро пройдет любовь или она — навсегда? Похоже, что психологам в Германии удалось вывести некую формулу!

Столетиями ученые и поэты, психологи и сексологи, женщины и мужчины пытаются узнать «формулу любви», в которой, может быть, самое главное — то, сколько продлится любовь? Будет ли она мимолетной? Или это — на всю жизнь? Можно ли вообще такое предсказать заранее, учитывая всю сложность человеческих отношений и многообразие характеров?

Две модели любви.

И вот сотрудники Университета имени Фридриха Шиллера из города Йена (Friedrich-Schiller-Universität Jena) вместе с коллегами из канадского University of Alberta после долгих лет исследований как будто такую формулу вывели. В течение семи лет они регулярно опрашивали около двух тысяч пар. Вопросов было очень много. В них шла речь, в частности, о том, довольны ли партнеры отношениями, удовлетворены ли они, как часто и по каким поводам конфликтуют, хотят ли больше свободы в отношениях…

16 процентов опрошенных пар за это время распалось. Выяснилось, что они с самого начала были менее довольны отношениями, чем другие, и чаще говорили о конфликтах. «Со временем этих конфликтов становилось все больше», — рассказывает один из авторов исследования, Кристина Финн (Christine Finn) из Института психологии Йенского университета. По ее словам, развитие отношений между влюбленными можно свести с точки зрения психологии к двум «глобальным» моделям.

Модель первая. Оба вначале переживают фазу страстной влюбленности — что-то вроде медового месяца, который, конечно, может продлиться дольше, чем месяц. В это время он и она очень довольны друг другом. Проблемы, которые приводят к разрыву, почти всегда возникают позже. А если ему и ей удается продлить в определенной степени гармоничную «медовую» фазу и не форсировать конфликты, то любовь сохраняется. Пусть и не вечно, но долго.

Модель вторая. Он и она с самого начала находятся на разных уровнях счастья. Это неравенство очень значительно увеличивает риск разрыва, потому что со временем партнеры становятся все больше недовольны друг другом и своими отношениями.

Екатерина Мещерякова, психолог, семейный психолог
[an error occurred while processing the directive]